22 ноября 2013

Электрический шок марсохода Curiosity

В воскресенье 17 ноября был выявлен сбой в системе электроснабжения ровера - напряжение сети резко упало с постоянного уровня в 11 вольт. Причины снижения пока не установлены, но инженеры определили, что оно колебалось трижды в течение нескольких часов, прежде чем стабилизироваться на отметке в 4V. Специалистами NASA было принято решение приостановить дальнейшее движение марсохода Curiosity, а также выполнение операций по научной программе

Марсоход Curiosity в кратере Гейла
(NASA / JPL)
По словам геолога Кена Эркенхоффа (Ken Herkenhoff), научного сотрудника команды марсохода, план в минувшие выходные предусматривал поездки в течение двух дней. Однако первый драйв на Sol 455 был прерван из-за проблем с вращением колес и электроприводом.

Поверхность под колесами марсохода. Sol 456, 17 ноября 2013 года
(NASA / JPL-Caltech)

На следующий день, 17 ноября, инженеры обнаружили падение разности потенциалов между шасси марсохода и 32-вольтовой шиной питания, которая распределяет электроэнергию в системах ровера. Об этом сообщается в пресс-релизе Лаборатории реактивного движения NASA (JPL). 


Хотя возникшая ситуация является достаточной для тщательного изучения специалистами, она не вызвала автоматического перевода марсохода в безопасный режим.

Подобное событие произошло в августе 2012 года при посадке Curiosity на поверхность Марса. Тогда телеметрия показала уменьшение напряжения с 16 до 11 вольт, но это не повлияло на последующую работу марсохода, так как вольтаж (V) не вышел за пределы допустимого диапазона.

При спуске MSL завис при помощи ракетных двигателей, и "небесный кран" мягко опустил "Curiosity" на поверхность на тросах длиною 25 футов (7,62 метра)
Иллюстрация NASA

Падение напряжения при посадке было связано с действием пиропатронов, которые "отстрелили" тросы и кабель платформы "небесного крана". Конструктивная особенность электрической системы марсохода, которую в JPL  называют "плавающая шина" ("floating bus"), предусматривает ее нормальное функционирование в пределах от 3 до 11V.  

По словам менеджера проекта Джима Эриксона, аппарату в настоящее время ничего не угрожает и он функционально готов к работе. Дополнительная проверка будет проведена в целях предосторожности. Инженеры JPL  не выявили и признаков того, что падение V как - то связано с перезагрузкой компьютера, которая произошла ранее в этом месяце.

Может быть в замыкании сыграл свою роль небольшой-1,3 см длины- светлый объект (bright object), который был обнаружен на поверхности участка "Rocknest"  рядом с марсоходом на Sol 65, 11 октября 2012 года. Инженеры пришли тогда к выводу, что это - кусок пластика, отделившегося по каким-то причинам от ровера
(NASA / JPL) 

Короткого замыкания не было, но небольшая утечка тока зафиксирована. Возникший сбой может означать некорректную работу одного из электрических компонентов. При этом повышается вероятность некоторого снижения мощности отдельных устройств марсохода.

А это нежелательно, так как путь Curiosity к горе Шарп пролегает через труднопроходимый участок полосы песчаных дюн, а затем роверу предстоит сложный подъем по склону.

Возвышенность Мюррея (Murray Buttes), расположенная у подножия горы, представляет собой группу скалистых формирований размером с футбольное поле. Они образуют промежуток в протяженной полосе темных дюн. Глубокий песок в округе представляет собой препятствие для движения ровера, поэтому "Murray Buttes" является своеобразным коридором для прохода к Эолиде. Линия показывает планируемый путь для Curiosity
(NASA / JPL)

В ближайшие дни ученые планируют выявить и устранить возможные причины сбоя.

По материалам NASA/JPLAstrogeology Science Center

Комментариев нет: