24 мая 2013

Нелегкий драйв марсохода Curiosity

"Curiosity" и Марс: обмен ударами
Атомный марсоход Curiosity имеет  явные признаки износа. Несмотря на то, что пыль является неотъемлемым спутником движения ровера, 50-ти сантиметровые колеса марсохода покрылись не только пылью, но и получили также царапины и даже вмятины.

Однако, ученые уверены в том, что износ не повлияет на способность ровера добраться до горы Шарп - центрального пика кратера Гейла.

Пыльные колеса ровера Curiosity 15 мая 2013 года
Такое разрушающее воздействие движитель ровера приобрел за 281 день, проехав всего менее километра от места посадки. Невольно возникают сомнения в том, что робот сможет успешно выполнить предстоящие задачи запланированной двухлетней миссии.

Более того, исследователи очень надеются продлить работоспособный срок пребывания Curiosity на Красной планете вплоть до десяти лет свыше расчетного, как и в случае с аппаратом  Opportunity.

Шесть прочных легких колес диаметром 50 см изготовлены из авиационного алюминия и дают возможность роверу преодолевать препятствия высотой до 75 см

На Земле проводились жесткие испытания инженерных систем ровера на всех стадиях его изготовления. Но сюрпризы случаются, и, особенно, при изучении  мира другой планеты. Может быть условия кратера Гейла оказались более суровыми, чем прогнозировались? Конечно, всего предусмотреть невозможно.

Например, во время  посадки Curiosity 5 августа 2012 года  был поврежден один из датчиков ветра, а палуба ровера была усеяна частицами гравия, выбитыми реактивными струями двигателей с поверхности Марса. Один из таких камешков и срезал датчик.

Вид палубы марсохода Curiosity после посадки 6 августа 2012 года

При этом специалисты исключили какие-либо осложнения с гравием, но признали, что это было для них неожиданностью, так как предполагалось, что грунт на месте посадки имеет более высокую плотность.

В отношении нынешнего состояния колес марсохода инженеры дают оптимистическую оценку. Matt Heverly, ведущий специалист миссии  Марсианской Научной Лаборатории (MSL) по движению, пояснил интернет-изданию  Discovery News, что такой износ был ожидаемым.
Колеса Curiosity изготовлены из прочного авиационного алюминия, и они, безусловно, все больше изнашиваются в процессе миссии.


Внутренняя поверхность переднего левого колеса крупным планом. Отчетливо видны вмятины и следы возможных проколов.

Оболочка колеса имеет всего 0,75 мм толщины и специалисты предполагали получение различных выбоин, вмятин и, даже, нескольких отверстий в результате воздействия марсианской поверхности.

На Земле инженеры Лаборатории Реактивного Движения (JPL) постоянно проводят контрольный тест - драйв, используя "близнеца" марсохода. При этом, масса "Scarecrow" ("Страшила"),  как его любовно называют, была уменьшена для того, чтобы весить на Земле столько же, сколько Curiosity весит при меньшей гравитации на Марса (одна треть земной).

Земной "близнец" Curiosity - облегченный ровер "Scarecrow" ("Страшила") на испытаниях в пустыне Мохаве год назад.

На испытательной площадке JPL "Marsyard" (Марсианский двор) "Страшила" проехал 12 километров по камням и склонам в более тяжелых условиях, чем те, с которыми, возможно, встретится ровер в кратере Гейла. На колесах также появились вмятины и отверстия, но близнец по-прежнему работает хорошо.

Специалисты будут и в дальнейшем постоянно сравнивать колеса "Любопытства" на Марсе и "Страшилы" на Земле. Кроме того, ходовая часть марсохода периодически обследуется посредством камер для поиска повреждений.

Автопортрет марсохода Curiosity в кратере Гейла

Знаменитые "автопортреты" используются для той же цели - чтобы убедиться в исправности ровера и отслеживать накопление пыли, которая может преподнести свои сюрпризы.
Ученые уверены, что износ не повлияет на способность марсохода добраться до горы Шарп - центрального пика кратера Гейла.

Погода на Марсе в кратере Гейла на Sol-281, 21 мая 2013 года:

солнечно, от -3,15С до - 67,15С, давление 8.55 hPa, ветер восточный 7,2км/ч, светлое время суток - с 6 утра до 5 вечера. 

Статьи по теме:


Комментариев нет: